КамАЗ под санкциями: европейский рынок закрыт для российского гиганта!
Европейский Союз расширил список санкционных мер в отношении предприятий из России в связи с конфликтной ситуацией вокруг Украины. Эти строгие меры были закреплены в официальном журнале ЕС.
Под действие санкций попала и компания КамАЗ, известный российский производитель тяжелых грузовых автомобилей. С 25 февраля КамАЗ вошел в так называемый «черный список» ЕС, что значительно ограничивает его деятельность в Евросоюзе. Это означает, что продажа их продукции на территории стран-участников ЕС больше невозможна. Также ограничения касаются сотрудничества с европейскими производителями, использования иностранных технологий и деталей. Это также поставило под вопрос существующее партнерство КамАЗа с немецким автогигантом Daimler.
На 2022 год КамАЗ ставил целью нарастить экспортные поставки до 5,5 тыс. грузовиков. Несмотря на санкции, основными рынками сбыта для КамАЗа будут оставаться Казахстан, Туркменистан, Вьетнам и Узбекистан, при этом общий список стран-импортеров компании может достигать почти пятидесяти. Нынешние поставки охватывают Азербайджан, Грузию, Армению и другие страны Кавказа и Центральной Азии. КамАЗ также активно работает с рынками дальнего зарубежья, такими как Вьетнам, где было поставлено 650 машин, и Литва, куда отправили 100 автомобилей.
Интересно, что литовская Autobagi, занимающаяся сборкой КамАЗов для европейского рынка, ориентировала продажу своей продукции преимущественно на Польшу. Однако грузовые автомобили этой марки присутствуют и на других рынках, включая Великобританию. Комплектующие для литовской сборки поступают из России, за исключением двигателей, которые производятся в Великобритании и соответствуют стандарту «Евро-5». Первоначальные ожидания партнерства предполагали производство до 1,5 тыс. машин ежегодно, но реальная цифра оказалась намного ниже — всего 100-150 единиц.
Санкции затронули и другие крупные российские компании, такие как РЖД, «Ростех», Северное машиностроительное предприятие, а также предприятия авиационной и оборонной отрасли, включая «Калашников», «Сухой» и ОАК.
На фоне этих ограничений КамАЗ может сосредоточиться на освоении новых направлений экспорта, реорганизации производственных цепочек и укреплении позиции на азиатских и ближневосточных рынках. Компания также может усилить работу над новыми технологиями и альтернативными подходами в производстве двигателей, чтобы минимизировать зависимость от иностранных компонентов и технологий.